10:30
Развитие танковых и моторизованных войск

Легкие и разведывательные танки. Скорость и мощь

Танк «Виши», захваченный в Сирии в июне 1941 года. Хотя и примитивный по форме, этот танк отличается поворотной башней с установленной в ней пушкой - такая конструкция стала базовой в танкостроении на многие годы, вплоть до наших дней.

Легкие и разведывательные танки явились революционным новшеством в характере боевых действий. Обладая высокой мобильностью, они стремительно прорывались через боевые порядки противника. При этом такие танки обладали высокой по тем временам огневой мощью.
Появление на поле боя танков, произошедшее в 1916 году, было призвано коренным образом изменить характер боевых действий на суше. Необходимо отметить, что в то время не во всех армиях и не все это сразу поняли. Первые танки представляли собой бронированные коробки, медлительные и неповоротливые, со слабой броневой защитой и относительно мощным вооружением. Их боевое применение сводилось к прорыву передней линии обороны противника и оказанию огневой поддержки наступающей пехоте, передвигаясь в ее боевых порядках. С окончанием войны военные теоретики приступили к переосмыслению роли танков. Группа специалистов, возглавляемых Б. Лидден-Хартом и Дж. Ф. Фуллером, пришла к выводу, что основным достоинством танка и его ключевой характеристикой является не броневая защита и мощное вооружение, а высокая подвижность на поле боя. В конце 1920-х годов в британской армии были проведены экспериментальные учения, в ходе которых механизированные части при поддержке легких танков подтвердили жизненность теории, получившей впоследствии известность как «блицкриг».
Однако английские специалисты опередили время, и по настоянию генерального штаба предпочтение было отдано разработке легких бронированных машин непосредственной поддержки пехоты. В результате в период между двумя мировыми войнами британское танкостроение развивалось по многим направлениям, вместо того чтобы сконцентрировать усилия на одном, приоритетном. В начале 1920-х годов специалисты фирмы «Виккерс» разработали перспективный средний танк. В его конструкции, через много лет ставшей обыденной, были применены пружинная подвеска, позволившая заметно повысить мобильность, и вращающаяся башня с установленным в ней артиллерийским орудием калибра 47 мм. Экипаж состоял из трех человек.
Уменьшенная модификация этого танка - 6-тонный «Виккерс» широко поставлялся на экспорт. Кроме того, его лицензионное производство было организовано во многих странах мира, и эта модель стала одной из самых распространенных в мире перед началом Второй мировой войны. В то время конструкторы активно экспериментировали с многобашенными конструкциями: в компоновку танка включали как орудийные башни, так и пулеметные башни и башенки.

Французские танки «Гочкис» на параде в Париже.

Концепция французских танков серии В1 была разработана в 1920-х годах. Для своего времени это были очень совершенные машины, вооруженные двумя орудиями (во вращающейся башне и в лобовой части корпуса), однако из-за отсутствия грамотной тактики их применение оказалось неэффективным.

Это направление оказалось тупиковым. Пехотные части нуждались пусть в менее вооруженных, но более маневренных танках, способных быстро оказаться в нужном месте и оказать необходимую поддержку. Так конструкторы постепенно пришли к необходимости создания легких, разведывательных и других специальных танков. Легкие танки и бронеавтомобили широко применялись на всей территории Британской империи, а также в Ираке, Персии, Палестине, Индии и Египте вплоть до 1939 года, когда над самой метрополией сгустились тучи надвигающейся войны. Британский опыт оказал влияние на армии других стран. После масштабного сокращения численности вооруженных сил США, последовавшего в 1918 году, в американских бронетанковых войсках оставалось на вооружении около 800 танков, а численность танкистов составляла всего 154 офицера и 2508 рядовых и сержантов. Однако военное командование США считало, что роль танков сводится к поддержке действий пехоты, и пошло на дальнейшие сокращения.
Все тяжелые танки были сняты с вооружения, в войсках остались лишь бронированные машины легкого (до 5 т) и среднего (до 15 т) класса, причем они должны были быть пригодны к перевозке автомобильным и железнодорожным транспортом. Окончательно позиция военного ведомства стала ясна в 1922 году, когда оно официально заявило, что единственным предназначением танков является оказание непрерывной поддержки наступающим пехотным частям. К концу войны Франция обладала большим количеством танков, чем любое другое государство. Однако в 1920 году танковые войска были выведены из подчинения артиллерийского управления и переданы пехоте, а многие конструкторские работы в области танкостроения свернуты. Дальновидный полковник Эстьен предложил создать механизированные части и соединения, а генерал Доменик считал целесообразным сформировать танковые дивизии. Однако маршал Филипп Петэн полагал, что задача у танков одна - помогать пехоте. В результате многие страны вскоре обогнали Францию в вопросах боевого применения бронетанковой техники.
Пехота действительно нуждалась в танках для развития успеха, однако в то время танковые подразделения и части являлись средством командиров корпусов и дивизий и придавались в зависимости от обстановки. Командование кавалерии оценило перспективы бронетехники на поле боя и не возражало против создания нового рода войск. В 1917 году каждой французской кавалерийской дивизии придавались 18 бронеавтомобилей, а в 1923-м их число достигло 36. В 1930 году в одной из кавалерийских дивизий три драгунские бригады были расформированы, вместо них был создан полк бронеавтомобилей. В 1932 году во Франции был сформирован первый танковый полк, на вооружении которого имелось 80 танков. Единственной страной, где быстро ухватились за идею массированного использования танков и другой бронетехники, стала Германия. Изучив опыт других стран, немецкие специалисты, возглавляемые Хайнцем Гудерианом, не стали создавать смешанные пехотно-кавалерийско-танковые части. Они считали, что не танки должны замедлять темп наступления, приспосабливаясь к скорости передвижения пехотинцев, а пехоту необходимо посадить на броню в качестве десанта и максимально использовать подвижность бронированных машин. Именно благодаря такому решению вермахту удалось реализовать идею «блицкрига» в 1939-1940 годах.

Архитектор «Блицкрига» генерал Гудериан.

Один из самых выдающихся танкистов Второй мировой войны, генерал-полковник Хайнц Гудериан, родился в Восточной Пруссии. Службу в армии начал в 1907 году в пехоте, в годы Первой мировой служил на различных штабных должностях.
В 1920-1930-х годах разработал теорию «блицкрига» - тактику применения бронетанковых войск, предусматривающую взлом обороны противника и быстрое продвижение в глубь его территории. «Блицкриг» стал триумфом немецких бронетанковых войск в первые два года Второй мировой войны.
Гудериан был не только прозорливым теоретиком. Он проявил себя как смелый и решительный командир на поле боя, лично руководя действиями немецких танковых клиньев в Польше, во Франции и в первые месяцы вторжения в СССР. Однако в конце 1941 года он был отстранен от командования группой танковых армий за то, что под Москвой отдал приказ на отход, когда атаки немцев захлебнулись в результате советского контрнаступления. В 1943 году Гудериана вновь призвали под знамена вермахта - он был назначен инспектором бронетанковых войск. В июле 1944-го Гудериан возглавил главный штаб сухопутных войск и оставался на этом посту до 22 марта 1945 года.
Генерал Гудериан был одним из немногих, кто не боялся открыто критиковать решения фюрера и даже мог высказать несогласие в лицо Гитлеру. Однако его репутация оказалась подмоченной активным участием в деятельности комиссии, расследовавшей обстоятельства неудачного покушения на Гитлера в июле 1944-го, когда многие генералы и офицеры были расстреляны. После войны генерал долго болел и умер в Баварии 15 мая 1954 года.
С конной тяги на колесную. Революция в логистике
Промышленная революция, оказавшая в XX веке огромное влияние на характер и способы ведения вооруженной борьбы, не оставила место лошадям, которые использовались для обеспечения войск более двух тысяч лет.
Существует древняя военная поговорка: «Тактику учат дилетанты. Профессионалы изучают логистику». Война - это не только и не столько атаки, бои и сражения. Невозможно выиграть войну без людей, а их необходимо накормить, одеть, вооружить и обеспечить боеприпасами. Тактика, несомненно, важна. Но если правильная тактика позволяет выиграть бой, то безупречное тыловое обеспечение является условием победы в войне. Основные принципы тылового обеспечения войск, применяемые и поныне, были заложены Наполеоном. Он явился одним из первых военачальников, организовавших и развивших систему тылового снабжения с использованием различных средств доставки. Армия Наполеона обеспечивалась в тыловом отношении гораздо лучше, чем войска его противника, что позволяло солдатам не отвлекаться на мысли о пропитании и концентрировать внимание на выполнении поставленных боевых задач, а также быстро восстанавливать силы.
Со времен Наполеона и до начала XX века огромное значение для действующей армии и тыловых служб имели лошади. Артиллерия, транспорт для подвоза провианта и боеприпасов, повозки для эвакуации раненых и так далее - все это было на конной тяге. Недаром одной из самых важных специальностей в армии была такая, как военный ветеринар.

Вверху. Подразделение французской полевой артиллерии на конной тяге в 1914 году. Первая мировая война стала последней, в которой лошади сыграли ключевую роль в тыловом обеспечении многих крупнейших армий.

Справа. Начало механизации войск в ходе Первой мировой войны означало, что лошади не осталось места на передовой, где особенно губителен был огонь артиллерии и пулеметов.

Перевозки по железной дороге
Появление железных дорог резко повысило стратегическую мобильность войск. Так, именно благодаря использованию железнодорожной сети стали возможны масштабные переброски войск на большие расстояния в ходе Гражданской войны в США (1861-1865 гг.), а немцы смогли в невероятно короткие по тем временам сроки сконцентрировать войска против Франции во время франко-прусской войны 1870-1871 годов.
Однако после выгрузки из железнодорожного эшелона необходимо было доставить войска и грузы до линии фронта, и здесь вновь использовали лошадей. А лошадей надо было кормить. Иногда от этого зависела судьба всей военной кампании, поэтому наличие фуража на протяжении веков диктовало условия оперативному искусству. В годы Первой мировой войны большая часть перевозок железнодорожным транспортом пришлась на доставку фуража. Ежедневные потребности средней дивизии того времени составляли около 100 тонн различных грузов, из которых примерно 60 тонн приходилось на долю фуража, чтобы накормить лошадей.
Доставка грузов автотранспортом
С началом массового производства автомобилей проблема доставки фуража стала отходить на второй план, пока не исчезла, однако вместо нее появились новые трудности. Изобретение автомобиля позволило некоторым дальновидным военным экспертам сделать вывод, что автомобильный транспорт по мере развития сыграет важнейшую роль в способах ведения войны в XX веке. Механизация войск уже на первых порах продемонстрировала ряд неоспоримых преимуществ - в отличие от мула или лошади, автомобиль не надо «кормить», если он не двигается. Хотя во время Первой мировой лошади оставались главной тягловой силой в армии, процесс механизации начался и набирал обороты. В 1916 году французская армия доставляла подкрепления своим войскам в районе Вердена большими колоннами грузовых автомобилей, что позволило сдержать массированное наступление немцев.
Несмотря на очевидные уроки Первой мировой войны, из-за присущей многим военным косности мышления потребовались десятилетия, прежде чем на смену лошадям в войсках окончательно пришли механические транспортные средства. На первом этапе наибольших успехов в деле механизации войск добились англичане. В начале 1920-х годов по заданию специальной комиссии механического транспорта был разработан грузовой автомобиль с колесной формулой 6x4. Он послужил основой для создания легких, средних и тяжелых грузовиков грузоподъемностью 1, 3 и 10 тонн соответственно, которые на протяжении последующих 20 лет широко применялись в армии. К началу Второй мировой войны в британской армии полностью отказались от использования конной тяги на передовой. В течение Второй мировой войны наблюдался взрывообразный рост количества автотранспорта. Знаменитый «блицкриг» стал успешным во многом благодаря тому, что вслед за танковыми колоннами стремительно выдвигались пехотные, артиллерийские, инженерные и тыловые части, и следовали они, как правило, на автомобилях. Вместе с тем в те годы насыщенность войск автотранспортом была недостаточной, поэтому вермахту нередко приходилось использовать трофейный или мобилизованный у гражданских лиц и организаций автотранспорт.

Слева. В ходе Второй мировой войны двигатель внутреннего сгорания стал активно вытеснять лошадей в качестве средства доставки грузов. На снимке британский 3-тонный грузовик во время высадки в Солермо (1943 год).

Внизу. Английские и американские автомобили на борту транспортного судна по пути в Нормандию в июне 1944 года. Механизированная или бронетанковая дивизия ежедневно нуждалась в 1500 тоннах различных грузов.

«Рэд Болл Экспресс»
Высадка союзников в Нормандии означала окончательный перелом в ходе Второй мировой войны и «начало конца» Третьего рейха. Однако когда наступавшим удалось прорвать береговую оборону и вклиниться в глубь территории противника, линии коммуникаций оказались растянуты и тыловое снабжение нарушено. В результате в ряде случаев войскам союзников пришлось остановиться или даже отойти.
Сложилась чрезвычайная ситуация, в ходе которой были срочно организованы пути подвоза. Наибольшую известность приобрела американская компания «Рэд Болл Экспресс», которая круглосуточно доставляла срочные грузы автомобильным транспортом по специальным маршрутам (передвижение по ним гражданского автотранспорта или военного со второстепенными грузами было запрещено). Осенью 1944 года грузы концентрировались западнее Парижа, где их сортировали по соединениям и отправляли в войска небольшими колоннами. Благодаря развитой сети шоссейных дорог во Франции было организовано одностороннее движение: порожние автомобили возвращались за новой партией груза второстепенными дорогами, чтобы не создавать препятствий на основных магистралях. 2,5-тонные «Джимми» сотнями круглосуточно доставляли топливо, продовольствие и боеприпасы. Многие грузовики буксировали прицепы, также доверху груженные, или полуприцепы с боевой техникой. В связи с экстремальной нагрузкой на автомобили и водителей по маршруту движения были организованы места отдыха (смены) водителей и ремонта и обслуживания техники.
Немецкое вторжение
22 июня 1941 года Гитлер начал крупнейшее в истории человечества вторжение - он развязал войну против Советского Союза, надеясь покончить с противником к осени. Три группы армий имели в своем составе 80 пехотных, 18 танковых и 12 механизированных дивизий, в резерве находились 24 дивизии - 21 пехотная, две танковые и механизированная. Почти 500 000 грузовых автомобилей, груженных боеприпасами, продовольствием и другими грузами, стояли на обширных площадках от Восточной Пруссии до Румынии в готовности по первому сигналу доставить миллионы тонн. Кроме того, планом «Барбаросса» предусматривалось использование 300 000 лошадей для доставки грузов в труднопроходимых районах. Эти цифры свидетельствуют о масштабности тех событий.
Однако еще больше впечатляют масштабы поставок автомобильной техники из США своим союзникам по программе «ленд-лиз». Когда британская армия потеряла в Дюнкерке большую часть своего транспорта, правительство Великобритании обратилось к США с просьбой поставить автомобили и другую технику. В то время в США как раз закончили разработку серии грузовиков, самым известным из которых впоследствии стал 2,5-тонный трехосный автомобиль фирмы «Дженерал Моторс», получивший прозвище «Джимми». Находившаяся на подъеме американская промышленность сумела быстро наладить выпуск таких машин в огромных количествах, и «Джимми» стал «рабочей лошадкой» войск союзников во многих операциях, проводимых от островов в Тихом океане и Бирмы до русских степей и итальянских гор и снегов Северо-Западной Европы.
Блицкриг
Ключом к успеху «блицкрига» служило взаимодействие всех родов войск. Действия танков поддерживали мобильные артиллерийские подразделения, люфтваффе и механизированные части.
Серия стремительных и победоносных кампаний, проведенных германской армией в 1939-1941 годах, продемонстрировала всему миру, что успеха добивается тот, кто придерживается на поле боя новой тактики. Боевые действия в новых условиях требовали хорошей разведки и взаимодействия различных видов и родов войск.
Истоком теории «блицкрига» можно считать тактику просачивания, которую использовали германские войска еще в 1918 году. Специальные штурмовые дивизии, усиленные приданной артиллерией, нащупывали в линии обороны противника слабые места и прорывали их, сосредоточив на участке прорыва всю мощь огневых средств и заблаговременно создав там многократное превосходство в живой силе и технике. После войны некоторые военные специалисты поняли, что бронированные машины способны существенно развить успех при применении подобной тактики, хотя и в разной степени, в зависимости от особенностей местности.
Идеи Гудериана
Создателем теории «блицкрига» считается Хайнц Гудериан. Он полагал, что в будущей войне важен баланс применяемых сил и средств, отводя роль главной ударной силы высокомобильным группировкам танков, мотопехоты и артиллерии. Первые боевые бронированные машины, поступившие на вооружение вермахта, имели слабое вооружение и броневую защиту, многие технологические недостатки, но отличались высокой подвижностью.
В 1930-х годах немцы развили и дополнили тактику «блицкрига». Важнейшим моментом считалось правильно выбрать направление главного удара и заранее подготовить на выбранном участке фронта «бронированный кулак». Особую ценность приобретала достоверная разведывательная информация из всех доступных источников, анализ которой и позволял верно определить участок прорыва. Выдвижение танков из района сосредоточения к линии атаки должно сопровождаться массированной артиллерийской подготовкой.

Вверху. Действуя самостоятельно, танки могли встретить «вязкое» сопротивление. Для зачистки применялись механизированные и мотопехотные войска, которые также являлись важным элементом «блицкрига».

Внизу. Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87» ассоциируется главным образом с «блицкригом». Его задачей было оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам, производя бомбометание с пикирования.

Составляющие «Блицкрига»
Союзникам понадобилось довольно продолжительное время, чтобы изучить тактику «блицкрига». Даже в конце 1942 года американские военные аналитики считали, что основной целью немецкой тактики являлось окружение противника с последующим его уничтожением. Так, в одном из секретных докладов утверждалось, что «задачей является сосредоточение усилий наступающих танков и пехоты, максимальное использование имеющихся огневых средств поражения, элемента внезапности и превосходства в силах, особенно танках». На самом деле немцы избегали подобных действий, главной составляющей германской тактики было стремительное продвижение танковых клиньев в глубину территории противника с тем, чтобы взорвать его систему обороны изнутри. В первые три года войны Германия неизменно выступала в роли агрессора, нападая неожиданно и там, где считала нужным, и каждый раз это сопровождалось дезорганизацией сопротивления противника, явно неготового к такому развитию событий.
Немцы превыше всего ценили темп наступления. На практике это означало, что все поддерживающие и обеспечивающие силы должны были перемещаться с такой же скоростью, что и ударные танковые соединения. Несмотря на то что к началу Второй мировой войны в вермахте оставалось большое количество лошадей, в танковых дивизиях, которые вихрем пронеслись по Франции в 1940 году, имелись исключительно механизированные части, а пехота передвигалась на грузовых автомобилях. Начальные этапы наступательных действий неизменно тщательно планировались и четко исполнялись, а на заключительных немецкое командование получило дополнительные козыри - отличная выучка и боевой опыт подчиненных, надежные средства связи и боевого управления. Все это зачастую приводило противника в состояние паники либо паралича.

Вверху. Специалисты вермахта внимательно изучили советские эксперименты с воздушно-десантными войсками 1930-х годов. В 1940 году немцы неоднократно осуществляли выброску крупных воздушных десантов, что, с учетом эффекта внезапности, приносило свои тактические дивиденды, однако легковооруженные парашютисты не могли действовать против крупных сил противника.

Верхний снимок. Тактика «блицкрига» срабатывала лишь до тех пор, пока сохранялось взаимодействие всех родов войск и координация их усилий. Танки, как правило, успешно справлялись с задачей взлома обороны противника и расширения участка прорыва, но основная тяжесть ложилась на плечи пехоты, которая должна была быстро передвигаться вслед за танками и при этом зачищать территорию.

Вверху. В составе немецкой танковой дивизии образца 1940 года имелся разведывательный батальон со 100 бронеавтомобилями и 60 мотоциклами. Кроме того, имелся мотоциклетный батальон (500 мотоциклистов), который также мог выполнять разведывательные задачи.

Слева. Танковые дивизии вермахта имели подвижные пункты управления, позволявшие управлять подчиненными войсками на марше и в бою. В результате немецкие генералы, в том числе Гудериан, имели возможность получать более полную и оперативную картину, чем командование противника.

Справа. В 1939 году немецкие танковые дивизии имели в своем составе по два танковых полка двух-батальонного состава. Тем не менее для повышения мобильности «легких дивизий» в них были созданы танковые полки, которым была передана часть танков, и к моменту вторжения во Францию в 1940 году среднее количество танков в танковой дивизии сократилось с 324 до примерно 250.

Роль полугусеничных машин. Маневренность на поле боя
Полугусеничные машины использовались для повышения подвижности практически всех родов войск, от пехоты и артиллерии до инженерных войск и медицинской службы. Применение таких машин в качестве бронетранспортеров знаменовало начало создания современных механизированных войск.
Во время Второй мировой войны основной ударной силой сухопутных войск являлись танки, но они не могли действовать самостоятельно. Экипажи могли получать лишь ограниченную информацию о том, что происходит на поле боя, поскольку использовали для наблюдения лишь смотровые щели, перископы и прицел своего оружия. Командиры танковых подразделений и частей нуждались в более полной информации, и эту роль нередко выполняли специально выделенные подвижные группы пехотинцев, являвшиеся «глазами и ушами» танкистов и призванные своевременно выявлять противотанковые средства противника. Проблема состояла в том, чтобы обеспечить таким группам необходимую мобильность. Эксперименты показали, что использование для их перевозки на поле боя грузовых автомобилей неприемлемо, так как они явно уступали по проходимости танкам и были беззащитны даже перед ружейно-пулеметным огнем. Возникла потребность создать машину, которая не только смогла бы передвигаться на поле боя вслед за танками, но и обеспечивала необходимую броневую защиту экипажу и десанту и служила платформой для установки оружия.
Наилучшей техникой такого типа могла бы стать гусеничная бронированная машина, но в то время существовали проблемы технологического характера, и от этой идеи пришлось отказаться.
Легкая машина
Полугусеничная машина по своей проходимости приближалась к бронетанковой технике, но имела переднюю колесную ось с направляющими колесами, а также руль и другие органы управления, аналогичные тем, что находились в кабине обычного грузового автомобиля. Машина имела относительно небольшую массу. Для обеспечения передвижения по дорогам с твердым покрытием машины оборудовались комплектом резиновых или резинометаллических гусениц (для передвижения по грунту использовались гусеницы с металлическими траками). Полугусеничные машины поступали на вооружение механизированных или мотопехотных войск. В составе этих войск подразделения и части на таких машинах обычно сочетались с танковыми.
Пропорции в разных странах разнились: в некоторых государствах было решено сделать упор на танковые части и пропорция составляла 2:1 (то есть в полку имелось два танковых батальона и один механизированный), в некоторых соблюдали баланс, а в отдельных армиях предпочитали иметь больше механизированных подразделений, чем танковых. Помимо национальных особенностей, эта пропорция зависела от характера местности: если в пустыне или другой открытой местности предпочтение отдавалось «тяжелой организации», то при действиях в населенных пунктах большую долю отводили подразделениям на полугусеничных машинах.

Вверху. В 1944 году, в преддверии высадки союзников в Нормандии, немецкие специалисты переделали французский полугусеничный транспортер MCG, установив бронированную башенку с противотанковой пушкой Рак 40 калибра 75 мм. На снимке одна из 16 машин, подвергшихся подобной конверсии.

Верхний снимок. Полугусеничный транспортер SdKfz 251/9, захваченный в боях в Арденнах 21 декабря 1944 года. Вооружение включало короткоствольную 75-мм пушку и пулемет MG 42 калибра 7,92 мм.

Справа. 8-тонный артиллерийский полугусеничный транспортер SdKfz 7 вмещал весь расчет орудия, в кормовой части имелось отделение для перевозки боеприпасов или имущества. Для защиты от непогоды был предусмотрен брезентовый тент, однако он редко использовался, поскольку затруднял обзор.

Вверху. Захваченный в Нормандии полугусеничный транспортер SdKfz 7/1 с установленной в кузове 20-мм зенитной артиллерийской установкой. При стрельбе борта кузова откидывались и машина вывешивалась на опоры для лучшей остойчивости. Кабина водителя бронирована.

Справа. В Советской Армии в годы войны имелись американские полугусеничные транспортеры, поставленные по «ленд-лизу». На снимке советские солдаты в Софии в сентябре 1944 года на американском транспортере М3.

Полугусеничные тягачи
Вскоре после появления полугусеничных машин на вооружении пехоты этой техникой заинтересовались военные инженеры. В годы Второй мировой войны самоходная артиллерия находилась в начале своего развития, в основном пушки и гаубицы буксировались. Неудивительно, что для буксировки орудий были востребованы полугусеничные транспортеры и вскоре в артиллерийских частях появились такие машины, использовавшиеся как тягачи. Для действий во фронтовой зоне артиллеристам поставлялись бронированные тягачи, которые буксировали противотанковые пушки на позиции для огня прямой наводкой, а также использовались как командирские машины для корректировки огня на переднем крае и перемещались вместе с танками. После того как основные рода войск получили на вооружение высокомобильные полугусеничные транспортеры, их примеру последовали другие службы. К концу Второй мировой войны большинство военнослужащих передвигались, используя различные механические транспортные средства.

Внизу. Предшественник транспортера SdKfz 7, полугусеничный КМ 8 фирмы «Краусс-Маффей» запечатлен фотографом в 1935 году. Машина буксирует 150-мм гаубицу sFH 18, расчет размещен на сиденьях в кузове.

Вооружение
С массовым поступлением полугусеничных транспортеров в войска на них стали устанавливать различное вооружение: от пулеметов до орудий разных типов и калибров, позволяя вести огонь по противнику с различных дистанций, быстро меняя огневую позицию. Таким образом, машина превратилась из транспортного средства в боевое. Соответственно произошли изменения в тактике применения такой техники. Теперь полугусеничные транспортеры могли не просто доставлять грузы войскам, но при этом вести огонь и после ввода в участок прорыва нередко сеяли хаос и панику в тылу противника. Конечно, сами по себе они не представляли собой серьезной силы, и их действия оказывались успешными при условии, что они сопровождали танки. Впрочем, как уже говорилось, в то время не пехота поддерживала танки, а танки - пехоту. Тем не менее опыт, накопленный к 1945 году, послужил дальнейшему развитию военного искусства и созданию современных сбалансированных общевойсковых ударных группировок.
Контрнаступление при Аррасе. Действия танков союзников
21 мая 1940 года 1-я танковая бригада британского экспедиционного корпуса сумела внезапно атаковать немцев в районе города Аррас на севере Франции. Действия бригады вынудили Роммеля быстро организовать мощное контрнаступление.

Вверху. Французский танк, уничтоженный попаданием 88-мм снаряда в район пушки в лобовой части корпуса. В принципе такие танки могли составить конкуренцию немецким машинам, но их было крайне мало.

Вторжение германских войск в Бельгию, Голландию и Францию (операция «Желтый чемодан») началось 10 мая 1940 года с небывалой по масштабам выброски воздушных десантов, в том числе для захвата важнейших мостов и переправ, а также здания парламента в Гааге. Одновременно были осуществлены массированные бомбардировки аэродромов базирования бельгийской и голландской авиации, а пехотные части начали ускоренный марш-бросок. Армия противника была деморализована, и после мощной авиационной бомбардировки Роттердама 14 мая правительство Нидерландов капитулировало. Элитный 1-й парашютный полк немцев на 10 планерах был доставлен в район бельгийской крепости Эбен. Появление немцев застало гарнизон врасплох, и он сдался.

Внизу. К вечеру 20 мая танки генерала Гудериана достигли местечка Аббевиль. На следующий день четыре пехотные и 1-я танковая британские бригады развернут контрнаступление.

Под прикрытием люфтваффе
19-й танковый корпус немцев под командованием генерала Гудериана 10 мая 1940 года пересек границу Бельгии и высокими темпами продвигался в глубь страны. Двигаясь под прикрытием люфтваффе, части корпуса практически не встречали сопротивления и, 12 мая пройдя территорию Люксембурга, вышли к восточному берегу реки Меус. Гудериан не стал дожидаться подхода главных сил и уже на следующий день приказал форсировать реку и захватить господствующие высоты на другом берегу. За ночь саперы навели переправу в районе Седана, тем самым подготовив маршруты для 1-й, 2-й и 10-й танковых дивизий корпуса. Севернее действовал 12-й танковый корпус генерала Рейнхарда. Там также были устроены мосты и переправы, и 15 мая 6-я и 8-я дивизии корпуса устремились к морскому побережью. Действовавший южнее 15-й танковый корпус смог переправиться через Меус 14 мая. Передовые разведдозоры 7-й танковой дивизии генерала Эрвина Роммеля двигались впереди наступающих войск на мотоциклах, разведывая маршруты движения. Севернее выдвигались войска 16-го танкового корпуса под командованием генерала Эриха Хёпнера, который входил в состав группы армий «Б».

37-мм противотанковая пушка Рак 35/36 в ходе боев во Франции. Такое средство оказалось малоэффективным в борьбе с англо-французскими танками, и Роммель предпочитал использовать орудия калибра 88 мм.

Продвижение немецких войск
К 16 мая немцы смогли продвинуться западнее реки Меус в нескольких местах на глубину от 20 до 40 км. Германские войска практически не встречали сопротивления, лишь 15 мая в районе Монкорне французская танковая дивизия под командованием генерала Шарля де Голля пыталась провести несколько контратак.
20 мая передовые мотоциклетные и танковые подразделения 2-й танковой дивизии немцев достигли морского побережья.
21 мая 1940 года пехота и танки Британского экспедиционного корпуса предприняли контрнаступление. В составе корпуса имелось 310 танков, однако среди них было лишь 23 тяжелых типа «Матильда»: основную массу составляли легкие (174) и разведывательные (156) танки.
В течение дня 1-я танковая бригада (в ее состав входили 4-й и 7-й танковые полки, всего 74 танка) была усилена 6-м и 8-м легкими пехотными полками. Именно эти силы предприняли контрнаступление на войска 7-й танковой дивизии Роммеля и дивизии СС «Мертвая голова» в районе французского городка Аррас. В целом нельзя назвать атаку успешной, однако удалось использовать эффект внезапности: в плен попали более 400 германских солдат и офицеров.
Бригадир Дуглас Пратт, в то время возглавлявший 1-ю танковую бригаду, вспоминает: «Мы почти беспрепятственно углубились примерно на четыре мили, уничтожив огромное количество грузовиков и личного состава. Артиллеристы противника, сделав пару выстрелов, бросали свои орудия и бросались врассыпную. Ни один из моих танков «Матильда» Mk I и Mk II не получил ни единого повреждения. Наибольший урон понесла пехота, как от огня полевой артиллерии немцев, стрелявшей прямой наводкой, так и от ударов пикирующих бомбардировщиков, срочно вызванных немцами на подмогу. Впрочем, самолеты опять же не причинили никакого вреда моим танкам».
Танкист Шарль де Г олль
Одним из немногих офицеров, протестовавших против закоснелой военной стратегии Франции, был Шарль де Голль. Именно он сумел организовать и провести контратаки танковыми частями, которые стали едва ли не единственными попытками сопротивления французской армии в 1940 году. 3 сентября 1939 года западные союзники объявили войну Германии. В то время Шарль де Голль был назначен командующим бронетанковыми войсками 5-й полевой армии (на снимке он справа, слева - президент Франции Рене). В январе 1940-го он написал статью «Явление механизированных войск», в которой подчеркнул значение взаимодействия разнородных сухопутных сил, в первую очередь танковых, и ВВС. 27-30 мая 1940 года де Голль лично возглавил 4-ю танковую дивизию и предпринял серию контратак, остановив продвижение немецких войск в районе Аббевиля.

Вверху. Немецкие легкие танки Т-38 и средние T-IV совершают марш. После сражения у Арраса 7-я танковая дивизия Роммеля не только отбросила британские силы и французскую легкую механизированную дивизию на исходные позиции, но и создала реальную угрозу их окружения.

Май 1940-го: предсказуемая судьба легкого танка «Виккерс». Эти танки годились для ведения разведки, но в бою с немецкими войсками несли большие потери.

Атака Роммеля
Роммель описывает эти события так: «...огонь танковых пушек противника вызвал хаос и панику. Вместо того чтобы броситься навстречу врагу и уничтожить его всеми имеющимися средствами, многие бросились спасаться на машинах, мгновенно закупорив дороги... Примерно в километре западнее наших позиций британский тяжелый танк «Матильда» пересек железнодорожное полотно и подбил наш танк T-III. Одновременно группа из нескольких танков двигалась вдоль дороги в направлении Валли, еще одна пыталась выйти к этому пункту с севера. Танки были совсем близко, это был очень напряженный момент. Только интенсивный огонь из всех видов оружия мог спасти ситуацию».
88-мм пушка
37-мм противотанковая пушка Рак 35/36 оказалась бесполезной - ее снаряды не могли пробить броню британских тяжелых танков, действовавших при Аррасе. Роммель, будучи решительным и энергичным командиром, приказал поставить на прямую наводку зенитные орудия калибра 88 мм типа Flak 18/36/37. Он лично руководил артиллеристами при выборе огневых позиций и организовал огневое противодействие. Затем он вел в бой 25-й танковый полк, в составе которого имелось три танка PzKpfw IV (T-IV), шесть T-III и некоторое количество легких танков. Контратака этих сил отбросила англичан к Аррасу.
Хотя британское контрнаступление провалилось, оно произвело эффект на Гитлера, который понял, что франко-британские войска способны организовать и провести наступательные действия. Возможно, именно из опасений такого развития событий он дал приказ своим войскам остановиться у Дюнкерка. Тем самым он спас свои танки от уничтожения, а британские войска смогли благополучно эвакуироваться в ходе операции «Динамо».

Крис Шант. ТАНКИ (иллюстрированная энциклопедия). Часть 1 / (ТАНКИ. энциклопедия - 1). 250 ЛУЧШИХ МИРОВЫХ ОБРАЗЦОВ

Категория: AFV | Просмотров: 284 | Добавил: Купчинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar